Цель проекта: создание благоприятных условий для занятий физкультурой и спортом в с. Ягодное, Ставропольского района, Самарской области

Инициативный проект «Физкультура в Ягодном» 

Подготовлено инициативной группой жителей сельского поселения Ягодное Ставропольского района Самарской области. 2022-2023 гг.

Текст инициативного проекта
"Физкультура в Ягодном"
в формате *.pdf

Станьте участником группы поддержки проекта.
Получайте и обсуждайте информацию о ходе проекта в специальном информационном пространстве в Telegram и Viber.

Для получения приглашения заполните и отправьте форму.

Анализ текущей ситуации, проблема и ее причины.

Национальные цели Российской федерации и целевые показатели

Указ президента Российской Федерации “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”в пункте первом закрепляет в качестве первой, самой важной цели: “сохранение населения, здоровья и благополучия людей”.

В пункте втором, в качестве целевого показателя, характеризующего достижение национальных целей к 2030 году, указ устанавливает в т. ч. “увеличение доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 70 процентов”.

Утвержденная распоряжением правительства «Стратегия развития физической культуры и спорта в российской Федерации на период до 2030 года» определяет цели и задачи, приоритетные направления развития физический культуры и спорта, а также целевые показатели реализации стратегии. Документ гласит, что «Миссия государства в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации заключается в: формировании культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения; создании необходимых условий для поступательного развития сферы физической культуры и спорта».

Стратегия определяет видение развития Российской Федерации как ведущей мировой спортивной державы, граждане которой ведут здоровый образ жизни и активно вовлечены в массовой спорт».

В качестве ценностей физической культуры и спорта, на которой основаны разработка и реализация стратегии, документ закрепляет в том числе «равенство - возможность занятий физической культурой и спортом для всех категорий и групп граждан вне зависимости от возраста, пола, социального статуса и места жительства».

В качестве принципов развития физической культуры и спорта Стратегия закрепляет «обеспечение равных возможностей для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы для всех категорий и групп граждан», а также «удовлетворённость граждан условиями для занятий физической культурой и спортом».

Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Российской федерации, приведенный в этом документе, фиксирует что в 2019 году уровень обеспеченности спортивными сооружениями составляет 55,7 процента.

Анализ текущей ситуации в Ягодном

Рассмотрим текущую ситуацию в Ягодном с точки зрения обеспеченности объектами социальной инфраструктуры в общем, и физкультурного назначения, в частности.

Ягодное это быстрорастущий пригород Тольятти, со всеми присущими периоду формирования проблемами.

За период с 2007 года численность населения Ягодного выросла более чем в 4 раза. С 2,5 тысяч до 12,1 тысяч зарегистрированных жителей. По экспертным оценкам фактическая численность населения Ягодного в 2022 году составила от 20 до 25 тысяч жителей.

Анализ динамики жилищной застройки Ягодного (см. презентацию «Ягодное. Хроники жилищной застройки») , за период с 1952 по 2022 год, позволяет сделать следующие выводы:

• Проекты комплексной жилой застройки Ягодного не реализуются в полной мере. В реальности, строится только жилые дома.

Социальная инфраструктура остается только в рекламных обещаниях застройщиков и программах органов местного самоуправления, которых тоже становится значительно меньше.

Анализ обеспеченности Ягодного объектами физкультурного назначения (см. презентацию «Физкультура в Ягодном») социальной инфраструктуры физкультурного назначения позволяют сделать следующие выводы:

• По оценке жителей обеспеченность Ягодного социальной инфраструктурой неудовлетворительная.

• Текущие условия для занятий физкультурой не соответствуют национальным целям и стратегическим задачам Российской Федерации.

• Невыполнение планов по строительству социальной инфраструктуры в прошлом и отсутствие действий по исправлению ситуации в настоящем, формируют у жителей села негативные ожидания будущего.

Проблема

Проблема, на решение которой направлен инициативный проект, состоит в низком уровне обеспеченности Ягодного объектами социальной инфраструктуры в целом, и физкультурного назначения в частности.

Для выполнения высокого показателя - 70% населения регулярно занимающихся физкультурой и спортом необходимо сформировать интерес к здоровому образу жизни и создать условия, в которых возможно заниматься физкультурой с периодичностью 2-3 раза в неделю, в первую очередь, детям школьного возраста.

Минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры задают нормативы градостроительного проектирования поселения действующими на территории Ягодного.

Сравнение утвержденных градостроительных нормативов с фактической обеспеченностью демонстрирует разрыв между целью и текущим состоянием дел. (см. табл. 1).

На основе сравнения расчетных и фактических показателей можно сделать вывод о том, что текущий уровень обеспеченности Ягодного объектами физкультурного назначения ничтожно мал. Похожая ситуация в Ягодном наблюдается и в уровне обеспеченности другими объектами социальной инфраструктуры.

«Обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта» это вопросы местного значения . Т.е. права и обязанности в решении этих вопросов принадлежат органам местного самоуправления, администрации и собранию представителей сельского поселения.

Утвержденная в 2020 году «Программа комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения Ягодное на 2020-2035 годы» предусматривает строительство двух физкультурных объектов со сроком размещения до 2020 года:

• физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 1500 кв.м. с бассейном по адресу ул. Советская 63-В;

• физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 1500 кв.м. с бассейном по адресу ул. Центральная.

Однако средств на их строительство в бюджете Ягодного не предусмотрено.

В ответе на наш запрос администрация Сельского поселения Ягодное сообщает что «утвержденных планов, программ по строительству социальных объектов в администрации сельского поселения Ягодное Ставропольского района Самарской области не имеется»

В Ставропольском районе реализуется программа «Строительства объектов физической культуры и спорта на территории муниципального района Ставропольский Самарской области на 2022-2024 годы.» и как указано в ответе на наш запрос администрацией «рассматривается возможность включения объекта физкультурно-оздоровительный комплекс» в программу.

В Самарской области утверждена и реализуется целевая государственная программа, предусматривающая строительство капитальных объектов физкультурного назначения . За последние годы по этой программе построен ряд объектов (табл.2), что подтверждает финансовую обеспеченность программы.

Объекты физкультурного назначения размещенные в Ягодном в плане реализации этой программы отсутствуют.

Наименование ФОК/поселенияНаселение
(тыс. жителей)
Содержание объектаОбщая площадь,
м.кв.
ФОК «Колос»с. Челно-Вершины
5,5Универсальный спортивный зал (УСЗ)1 600
ФОК «СОЮЗ»г. Тольятти
700Специализированный спортивный зал (ССЗ)1 500
ФОК «САЛЮТ»г. Похвистнево
27УСЗ, бассейн6 000
ФОК «БАТУТ»г. Тольятти
700ССЗ1 500
«АРЕНА»г. Похвистнево
27Крытый каток с искусственным льдом4 000
ФОК в «КОШЕЛЕВ ПАРК»
пгт. Смышляевка
7УСЗ1 300
ФОК «Метеор» г. Тольятти700Каток, УСЗ, бассейн10 000
Легкоатлетический манеж г.Тольятти700Легкоатлетический манеж12 000

Причины проблемы

Сопоставление этих документов говорит о причинах низкой обеспеченности Ягодного объектами физкультурного назначения - несогласованность планов развития Ягодного, планов развития Ставропольского района с государственной программ Самарской области и национальными целями Российской Федерации.


Риски, связанные с реализацией планов по строительству физкультурного центра

Физическая культура — это часть общей культуры. Сегодня людей слабо привлекают обычные физкультурные залы. Они выбирают пространства с более широким спектром возможностей.

Указанные в программе развития Ягодного объекты уже сейчас не соответствуют современной культуре, а ведь то, что мы собираемся построить, будет служить обществу еще не менее 100 лет.

Нужно пересмотреть программу развития социальной инфраструктуры Ягодного и внести туда объекты, соответствующие концепции будущего. Если этого не сделать мы получим закономерный результат – социальные объекты будут простаивать и затраты на их содержание лягут тяжелой финансовой нагрузкой на бюджет. 

Предложения инициативной группы и их обоснование.

Учитывая все вышесказанное, имея в виду главную цель развития, определенную указом Президента о национальных целях - сохранение населения, здоровья и благополучия людей предлагаем создать в Ягодном инновационный общественный культурный центр, направленный на развитие и обучение детей, передачу от поколения к поколению знаний, культурных ценностей, традиций и норм поведения, объединенных понятием культура.

Культурный центр — это комплекс объектов в состав которого могут входить здания различного назначения (см. рис 4).

Центральный элемент комплексафизкультурный центр. С универсальным спортивным залом, ледовой ареной, бассейном, и помещениями для других видов спорта. Рядом с центром должен располагаться стадион, где можно будет играть в футбол, бегать, сдавать нормы ГТО. Баскетбольная площадка, на которой зимой можно будет заливать каток. В здании физкультурного центра необходимы игровые и развлекательные зоны. Хорошим дополнением станут кафе и небольшие магазины.

Второй, не менее важный элемент комплекса, это творческий центр, где собраны арт-студии самых различных направлений для детей и взрослых, школы развивающего обучения, лингвистические центры.
В нем должны быть исторические, архивное и музейное пространства.
Обязательно нужны библиотека, читальный зал, гостиная для встреч с интересными людьми, лекторий.

Третий элемент комплекса – образовательный центр, в который обязательно войдут детский сад и школа. Дети, в рамках учебной программы, будут заниматься в творческом и физкультурном центрах, где в полной мере будут развивать свои способности. Они вырастут креативными, физически развитыми, образованными людьми. Часть из них продолжит обучение в колледже и высшем учебном заведении, которые тоже могут стать частью образовательного центра.

Четвертый элемент комплекса — это деловой центр с офисными помещениями и конференц-залом. Здесь смогут разместить свои офисы компании, зарегистрированные на территории Ягодного. Они станут источником налоговых поступлений в местный бюджет. Работники этих компаний смогут после завершения рабочего дня, вместе со своими детьми, посетить творческий и физкультурный центры. В деловом центре сможет разместиться местная администрация.

Пятым, дополнительным элементом комплекса, может быть оздоровительный центр – учреждение лечебной и профилактической медицины, станция скорой помощи. Развитием этого элемента может стать научно-клинический центр.

Все элементы расположены в непосредственной близости друг от друга, деятельность их связана между собой, тем самым обеспечивается их высокая загрузка. Они могут быть построены в разные периоды времени и финансироваться из разных программ и источников.

По нашему мнению, наиболее подходящие места — это микрорайон Чистые пруды и микрорайон Новое Ягодное.

Строительство культурного центра с ядром в виде физкультурно-оздоровительного комплекса создаст благоприятные условия для занятий физкультурой и спортом в Ягодном. Входящие в его состав объекты образовательного, творческого и делового назначения позволят сформировать основу для достижения самой важной национальной цели - “сохранение населения, здоровья и благополучия людей» и обеспечить возможность выполнения целевого показателя - 70% населения регулярно занимающихся физкультурой и спортом.

План реализации инициативного проекта, сроки выполнения и ожидаемые результаты.

1. Органам местного самоуправления Ягодного принять нужные решения, издать необходимые правовые акты и согласовать планы развития Ягодного с планами Ставропольского района и Самарской области.

Ожидаемый результат: выделение Самарским правительством бюджетных средств на создание капитальных объектов социальной инфраструктуры с 2024 года и далее.

Срок выполнения 2023 год.

2. Жителям Ягодного присоединиться к существующей инициативной группе и разработать концепцию или несколько концепций культурного центра Ягодного.

Ожидаемый результат - согласованная и принятая жителей концепция культурного центра.

Срок выполнения 6 месяцев с момента принятия нашего предложения органами местного самоуправления.

3. Наше третье предложение
Инициативной группе, совместно с органами самоуправления:
Разработать предложения, направленные на привлечение внебюджетных средств для развития социальной инфраструктуры Ягодного.

Ожидаемый результат - интерес со стороны потенциальных инвесторов и появление возможности привлечения внебюджетных инвестиционных средств.

Срок выполнения 6 месяцев с момента принятия нашего предложения органами местного самоуправления.

Заинтересованные стороны и их предполагаемое участие в проекте

1. Жители Ягодного, группа поддержки – участие в опросах общественного мнения, обсуждение предложений инициативной группы, голосование за предпочтительные варианты решений.
2. Жители Ягодного, участники инициативной группы – разработка концепции культурного центра,
3. Органы публичной власти в т.ч.:
• Администрация, собрание представителей сельского поселения Ягодное;
• Администрация, собрание представителей Ставропольского района;
• Губернатор и Правительство Самарской области, Самарская губернская дума;
– подготовка, и принятие необходимых для создания культурного центра нормативных правовых актов, согласование планов, бюджетов, программ развития Ягодного с планами, программами и бюджетами Ставропольского района и Самарской области. 

Финансирование проекта

Дополнительное финансирование, помимо предусмотренных бюджетами расходов на оплату труда работников органов публичной власти, не требуется.

Жители сельского поселения Ягодное участвуют в проекте на безвозмездной основе.

Территория реализации проекта

Проект реализуется в административных границах сельского поселения Ягодное Ставропольского района Самарской области.

Иные сведения о проекте

Требования о предоставлении иных сведений по инициативному проекту установленные нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, отсутствуют.

Приложение. Нормативная база проекта

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022)

"О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 7 мая 2018 года N 204

“О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА”

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 21 июля 2020 года N 474

“О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА”

Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р

“Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года"

Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1661 (ред. от 11.08.2022)

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Закон Самарской области от 08.12.2014 N 123-ГД (ред. от 13.07.2022)

"О физической культуре и спорте в Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 25.11.2014)

Постановление Правительства Самарской области от 03.02.2010 N 16 (ред. от 06.09.2012)

"О Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года"

Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 683 (ред. от 14.11.2022)

"Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 - 2024 годы"

Постановление Правительства Самарской области от 30.05.2022 N 374

"Об утверждении Программы развития детско-юношеского спорта в Самарской области до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации"

Постановление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области №2392НПА от 14 июля 2022 года

«Об утверждении муниципальной программы Строительство объектов физической культуры и спорта на территории муниципального района Ставропольский Самарской области на 2022-2024 годы»

Постановление администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области №122 от 28.12.2020 года.

”Об утверждении программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на 2020-2035 годы”

Решение общего собрания представителей с.п. Ягодное Ставропольского района Самарской области №146 от 07.05.2018

«Об утверждении местных градостроительных нормативов»

Текст инициативного проекта
"Физкультура в Ягодном"
в формате *.pdf

Станьте участником группы поддержки проекта.
Получайте и обсуждайте информацию о ходе проекта в специальном информационном пространстве в Telegram и Viber.

Для получения приглашения заполните и отправьте форму.